Сафийа

Декабрь 16th 2009

pearl11Посланник Аллаха велел Сафии встать за ним и накрыл ее своим плащом, тогда все узнали, что он избрал ее для себя. ”  «Жизнеописание пророка” и “Сахих” Муслима.

Закончился шестой год хиджры. Много произошло в доме пророка за этот год: женитьба на Джувайрийе бинт ал-Харис, обвинение Аиши, самой дорогой и любимой его сердцу жены после Хадиджи и перемирие при Худайбийе.

Начался мухаррам седьмого года. Настало время решительного сражения с иудеями. Во второй половине месяца посланник Аллаха направился в Хайбар, бастион врага и по дороге повторял:

 «Аллах превелик, погублен Хайбар, уж если мы спешимся на какой-либо долине, то нашим врагам утро не принесет ничего хорошего».

 Хайбар побежден: завоеваны его крепости одна за другой, убиты его защитники, пленены его женщины. Среди них была и женщина из племени бану Надир Сафийа бинт Хуйайй ибн Ахтаб.

Род ее восходил к Харуну, брату пророка Мусы, мир им, а мать ее Барра бинт Шамвал или Самвал. Сафийе тогда не было еще и семнадцати. Однако она, несмотря на свой юный возраст, была дважды замужем: сначала за лучшим всадником племени и поэтом Салламом ибн Мишкамом, затем за Кинаной ибн ар-Рабис ибн Аби ал-Хукайк, также поэтом, которому принадлежала крепость ал-Камус, самая неприступная в Хайбаре. Мусульмане завоевали ее в результате тяжелого сражения. Кинану взяли живым, а у него находились сокровища надиритов. Посланник Аллаха спросил его о месте нахождения этого сокровища, а тот сделал вид, будто вовсе не в курсе дела. Тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Согласен ли ты, что если мы найдем его, то я убью тебя?

— Да, — ответил он.

Когда обнаружили у него этот клад, то пророк отдал Кинану Мухаммаду ибн Салама, и тот отрубил ему голову, мстя за смерть своего брата, погибшего в этой битве.

Находившиеся в ал-Камусе женщины были пленены, в том числе Сафийа, жена Кинаны, и ее двоюродная сестра со стороны отца. Их привел Билал, муадзин мусульман, проводя мимо тел убитых иудеев. Сафийа чуть было не вскрикнула, но сдержалась. Дочь ее дяди принялась рыдать, посыпать голову пеплом и раздирать себе лицо…

Наконец они подошли к посланнику Аллаха. Сафийа, безмолвная, скорбная старалась держаться надменно и гордо, сохраняя достоинство. Никто не знает, о чем она думала в тот момент, когда предстала перед покорителем ее народа. Ее же родственница в разорванном платье, с растрепанными волосами, вся в пыли, продолжала плакать и стенать. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,отвернувшись от нее, сказал:

— Уберите от меня эту дьяволицу.

Затем он приблизился к Сафийи, и она почувствовала влечение к нему. Он дружелюбно посмотрел на нее и отчитал Билала:

«Неужели у тебя нет жалости, Билал, ведь ты шел с ними мимо тел их убитых мужчин?»

Посланник Аллаха велел Сафийи встать за ним и накрыл ее своим плащом. Это было знаком для людей, что он избрал ее для себя.

Вначале было неизвестно, взял ли он ее в качестве жены или наложницы, а когда велел ей облачиться в хиджаб, стало определенно ясно, что он женился на ней.

Передается, что пророк спросил ее согласия.

Сафийа промолвила:

— О, посланник Аллаха… я желала этого, будучи многобожницей, что же говорить теперь, когда я стала мусульманкой?

Он освободил ее и сделал своей женой. Выкуп был ее предбрачным даром.     

Сновидения и воспоминания Сафийи.

Некоторое время Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, провел в Хайбаре, пережидая, пока Сафийа не оправится от пережитого. Затем он велел двигаться в обратный путь. Когда они были на расстоянии шести миль от Хайбара, он думал уединиться с ней, однако она еще не была готова к этому.

Победители продолжили путь в Медину. По дороге они остановились в местечке ас-Сахба – вдали от Хайбара — чтобы отдохнуть. Умм Салим бинт Милхан, мать Анаса ибн Малика, уложила ей волосы, подкрасила и умастила благовониями. Сафийа обладала яркой, завораживающей красотой.

Умм Синан Ал-Асламийа передает, что она не видела более блистательной женщины.

Сафийа была радостной, не осталось следа от печали и унижения. Было устроено свадебное угощение из яств Хайбара…Наконец, жених и невеста остались вдвоем. Она поведала Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, удивительные истории.

В ее брачную ночь с Кинаной ибн ар-Раби, она видела сон, будто луна упала в ее объятия. Проснувшись, она рассказала об этом Кинане. Тот разозлился и ударил ее по лицу так, что остался след.

— Это лишь твое желание стать женой правителя ал-Хиджаза Мухаммада!, — вскричал он.

Пророка обрадовало то, что он услышал. Заглянув в ее зеленые глаза, он спросил:

— Почему ты отказала мне в первый раз?

Сафийа немедля ответила:

— Я боялась за тебя, т.к. иудеи были близко.

У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,  отлегло от сердца. Его благородное лицо осветилось улыбкой.

Между тем, Сафийа продолжила воспоминания. Иудеи знали из своих книг о том, что настало время прихода пророка. Это предсказание было использовано для защиты богатства, которое было в Йасрибе, от всяких притязаний. Они похвалялись перед невежественными арабами, кичась своими знаниями из священных книг. Они ждали прихода пророка из своего народа.

Сафийа была самым любимым ребенком у своего отца и у дяди Абу Йасира. Когда они услышали о приходе пророка в Медину, то отправились утром посмотреть на него и вернулись уставшие, удрученные, лишь с заходом солнца.

Сафийа встретила их как обычно радостно, но, ей-Богу, ни один из них даже не посмотрел на нее. Видимо, что-то произошло.

Дядя сказал отцу:

— Это действительно он?

— Клянусь Аллахом, это он.

— Ты уверен, что опознал его?

— Да.

— А что ты чувствуешь к нему?

— Клянусь Аллахом, враждебные чувства к нему не прошли.

Мухаммад и Сафийа продолжали беседовать, а Абу Аййуб Халид ибн Зайд в эту ночь не спал: все ходил вокруг шатра, перепоясанный мечом. Пророк об этом не знал.

Когда рассвело, он услышал звук шагов и, увидев Абу Аййуба, спросил:

— Что ты здесь делаешь?

— О, посланник Аллаха, я боялся, что эта женщина причинит тебе вред. Ведь ты убил ее отца, мужа и племя, и совсем недавно она была неверующей. Я испугался за тебя.

Говорят, что посланник Аллаха помолился за него: «О, Аллах, береги Абу Аййуба, как он бодрствовал, охраняя меня.»

Почему Абу Аййуб чувствовал недоверие к Сафийе? Наверное, потому что мусульмане еще не забыли Зайнаб бинт ал-Харис, иудейку из Хайбара, жену Саллама ибн Мишкама, одного из признанных вождей племени.

Дело было так. Зайнаб вошла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и подарила ему отравленную баранину. Мухаммад ничего не подозревал, так как недавние враги приняли Ислам, и с ними был заключен мир.

Зайнаб разузнала, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, любит баранью лопатку. Именно ее она начинила большим количеством яда, который отравил все мясо.

Вместе с пророком сидел его сподвижник Бушр ибн ал-Бара, которому он протянул кусок мяса, и тот съел его, сам же Мухаммад взял лопатку.

Однако, он не проглотив, выплюнул ее, сказав:

— Эта кость сообщила мне, что она отравлена.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел послать за этой женщиной. Она призналась в содеянном. Ее спросили, почему она пошла на это.

Зайнаб ответила:

— Ты сам знаешь, что сделал с моим народом. И я сказала себе: «если он действительно пророк, Бог известит его, а если же он только правитель, я избавлюсь от него».

 Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, простил ее.

Что же касается Бушра ибн ал-Бара, то он умер от этого яда.

Возможно, Абу Аййуб ал-Ансари, вспомнив тот случай, беспокоился за пророка.

Когда войско Мухаммада прибыло в Медину, верблюдица Сафии споткнулась, женщина упала и приоткрылось ее сокровенное.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прикрыл ее, а его жены  сказали: «Да удалит Аллах иудейку».

Он понял, что лучше поселить Сафийу отдельно, к тому же «служанки его жен вышли посмотреть на невесту и посудачить о ней».

Она стала жить в доме сподвижника Мухаммада Харисы ибн ан-Нумана. Жены ансаров были наслышаны о красоте Сафийи и отправились удостовериться в этом. Среди других посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил Аишу, вышедшую в никабе [1]. Он издалека следовал за ней и видел, как она вошла в дом ал-Хариса. Подождав, пока она выйдет, он догнал ее, схватил за платье и спросил насмешливо:

— Ну, и как ты ее находишь?

 Аиша передернула плечами и в пылу ревности выпалила:

— Я нахожу ее иудейкой.

 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил:

— Не говори так, ведь она стала мусульманкой и ислам ее прекрасен!

 Не произнеся ни слова, Аиша отправилась к Хафсе, которая с нетерпением ожидала ее, желая узнать о новой сопернице. Аиша не отрицала, что та действительно прекрасна, может, и преувеличила, а также рассказала Хафсе о разговоре с Мухаммадом. 

«Муж мой Мухаммад, отец мой Харун, а дядя мой Муса»

После этого случая, Сафийа переехала в дом пророка и столкнулась со следующими проблемами.

Жены пророка разделились на два лагеря: Аиша, Хафса и Сауда с одной стороны, остальные и Фатима аз-Захра — с другой. Сафийа должна была выбрать, с кем она, а это было нелегко, т.к. в одной группе была любимица Мухаммада, а в другой – его драгоценная дочь.

В этой щекотливой ситуации ее выручило умение находить общий язык с людьми. Она приняла решение быть с Аишой, Хафсой и аз-Захрой одновременно! Внешне ее сближение с дочерями Омара и Абу Бакра выглядело, как ее готовность примкнуть к ним. А Фатиме в знак любви и доброго расположения она подарила золотое украшение. Таким образом, Сафийа хотела обезопасить себя от возможных неприятностей. Она боялась, что ей вменят в вину ее происхождение, ведь горькие воспоминания о враждебных отношениях мусульман и ее народа еще были очень свежи. Однако она совершенно напрасно боялась конфронтации с аз-Захрой: та была очень мирной и не компроментировала себя участием в такого рода женских интригах. Сафиийа опасалась ревности Аиши, тяжело воспринимавшей появление новой красавицы- жены, с которой она теперь должна была делить своего мужа. И ее, конечно, можно понять. Любая женщина на ее месте испытывала бы подобные чувства. 

В отношении Аиши и Хафсы приемы Сафийи не работали. Их выпады ранили ее в самое сердце, не оставляя никакой надежды на спокойную жизнь. Наибольшую боль Сафийи доставляло то, что женщины, к которым она примкнула, настраивали против нее остальных жен и их похвальба чистым арабским, тем более курайшитским происхождением. Она же чужая, пришлая.

Как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел к Сафийи и застал ее плачущей. Узнав в чем дело, он утешил ее следующим образом:

— Почему ты не сказала им: «Как вы можете быть лучше меня, ведь муж мой — Мухаммад, отец мой — Харун, а дядя мой — Муса»?»

Эти слова пролились бальзамом на душу Сафийи. Она успокоилась. Мухаммад,  да благословит его Аллах и да приветствует,  конечно же, чувствовал, что Сафийу в его доме не приняли. И всякий раз, как появлялась возможность, вставал на ее защиту. Рассказывают, что в одно из путешествий он взял с собой Сафийу и Зайнаб бинт Джахш. Верблюд Сафийи захромал, Зайнаб же сидела на здоровом животном. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил Зайнаб поменяться с Сафийей, на что она ответила:

— Что, с этой иудейкой?

В ответ он, разгневанный, отвернулся от нее. В наказание он не приближался к ней два или три месяца. Говорили, что он отлучил ее от постели на весь месяц зу-л-хиджжа, мухаррам и часть сафара, затем вернулся к ней.

Сафийа пользовалась защитой и поддержкой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вплоть до его смерти.

Передают, что, когда он заболел, «матери верующих» собрались вокруг его ложа. Сафийа сказала:

— Клянусь Аллахом, как бы я хотела страдать вместо тебя.

 Остальные жены многозначительно переглянулись.

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Клянусь Аллахом, она говорит искренне.

Когда пророк умер, Сафийа почувствовала, сколь много он для нее значил.

Однажды ее рабыня пришла к Омару ибн ал-Хаттабу и сообщила, что Сафийа чтит субботу и поддерживает отношения с иудеями. Халиф велел спросить ее об этом.

На что она ответила:

— Что касается субботы, то я не люблю ее с тех пор, как Аллах дал мне взамен нее пятницу, а с евреями меня связывают узы родства, и я чту их.

Сафийа поинтересовалась, что заставило служанку оклеветать ее. Та ответила:

— Шайтан.

Сафийа сказала:

— Иди, отныне ты свободна.

Волей – неволей Сафийа была вовлечена в политическую борьбу, которая разразилась в правление Усмана. Сафийа занимала такую же позицию, как между Аишей и Фатымой аз-Захрой. Несмотря на любовь и доброе отношение к Аише, которая в то время обладала большим авторитетом и высоким положением в исламском государстве, Сафийа всячески поддерживала Усмана. Дело дошло до того, что она вытащила рубашку пророка и держа ее в руках закричала:

— О, люди, эта рубашка посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и она еще не износилась, и Осман наилучшим образом следовал его сунне.

Рассказывал вольноотпущенник Сафийи по имени Кинана:

— Сафийа приехала на своем муле для того, чтобы помочь Осману. По дороге мы встретили ал-Аштара, который ударил животное по морде. Так как Сафийа была в никабе, он не знал, кто сидит на муле. И Сафийа мне сказала: «Не разоблачай меня! Поехали домой».

Она передавала халифу еду и питье, когда тот был осажден. Сафийа умерла около пятидесятого года, когда правление было в руках Муавии. Она погребена в ал-Баки вместе с остальными матерями правоверных.В шести сборниках хадисов приводится ее сообщение со слов посланника Аллаха. С ее слов передавали: сын ее брата и ее вольноотпущенный раб Кинана, а так же другой мавла Йазид ибн Матаб, имам «Зайн ал-Абидин», Али ибн ал-Хусай.

[1] Никаб – покрывало, закрывающее лицо женщины.

по материалам сми

Комментирование закрыто.

  • bismillah 78

  • Аллах

  • Мухаммад

  • Рубрики

  • Даваа

  • Мнение

  • Время намаза

  • Гости

    free counters
  •