Психическое здоровье и прививки (Научный центр психического здоровья РАМН)

Май 25th 2010

vaccines-bhpПсихическое здоровье – одна из главных составляющих здоровья человека в целом. Причем не только в биологическом и медицинском аспекте. Психическое здоровье необходимо для адекватной адаптации человека к природной среде и выживания в ней. Еще более актуален социальный аспект психического здоровья. Наконец, психическое здоровье – это основа человеческой цивилизации, ее научно-технического и духовного развития. Однако, состояние психического здоровья в настоящее время в мире, особенно в развитых странах, тревожно. Отмечается рост количества психических нарушений (алкоголизм, наркомания, психопатические извращения – жестокость, суициды, проституция и др.) Наблюдается также и рост неврозов, связанных с различными стрессовыми факторами – хронической усталостью (переутомлением) у деловых людей, с психогенными конфликтами в семье и в коллективе сотрудников, а также и в современном макросоциуме, в котором присутствуют нередко неразрешимые проблемы – безработица, бедность, социальная невостребованность, неясность перспектив и т. п.

Эти проблемы характерны для взрослого наиболее зрелого и социально значимого населения от 25-45 лет. Но, еще более опасно положение в подрастающем поколении.

За последние 5 лет отмечается небывалый рост тяжелых психических расстройств (эндогенных психозов из группы аутизма) с началом в раннем и дошкольном возрасте. «Эпидемией аутизма» названо это явление в американской научной и практической медицинской литературе.

Ранний детский аутизм – это тяжелое инвалидизирующее психическое заболевание из группы расстройств шизофренического спектра или детский психоз. Впервые он был описан в сороковые годы ХХ века немецкими психиатрами. Встречаемость его в детском населении была очень мала – 4-5 случаев на 10000 детей.

Однако, в настоящее время распространенность этого заболевания выросла в разы и достигает 20—30 случаев на 10000 детей. Но и эти цифры весьма приблизительны, поскольку, к сожалению, системной статистики аутизма в детской психиатрической и педиатрической практике не ведется. И для этого есть ряд серьезных объективных причин.

Во-первых, дети раннего и нередко и преддошкольного возраста наблюдаются исключительно педиатрами и только в особых случаях неврологами, которые в вопросах психического здоровья недостаточно компетентны. Во-вторых, психиатрический осмотр ребенка предусматривается только после возраста трех лет и требует от врача-психиатра специальных знаний в области ранней психиатрии. Следует отметить, что психиатрия раннего возраста или микропсихиатрия – дисциплина новая, формирующаяся, и не каждый врач, даже психиатр, располагает знаниями в данной области в достаточной степени.

Поэтому распознавание ранних психозов (в нашем случае раннего аутизма) затруднено. Чаще всего состояние ребенка определяется как обычная задержка развития, педагогическая запущенность или даже как невоспитанность, «избалованность» и родителям внушается необоснованный оптимизм на возможную положительную возрастную динамику. Из этого следует, что и диагностика и лечение своевременно не проводятся, психическое состояние ребенка резко ухудшается и к возрасту 4-5 лет достигает уровня детской инвалидности.

В то же время все больше открывается фактов, что ранний детский аутизм –заболевание, связанное с аутоиммунными процессами, которые по тем или иным причинам из физиологических, поддерживающих иммунную защиту организма от вредных воздействий среды (в том числе инфекционных болезней), превращаются в аутоагрессивные, разрушающие здоровье в целом, но особенно нервную систему и психику

Известно, что гомеостаз человека стоит на «трех китах» – нервной, иммунной и эндокринной системах. Эти системы взаимосвязаны и дефицит и дисфункция одной вызывают патологию в другой. Справедливо рассмотреть связь нарастания числа раннего детского аутизма как аутоиммунного (в том числе) заболевания с нарушением функционирования именно иммунной системы организма.

Известно также, что в первые 1.5 года жизни ребенка проводится активная (плановая) иммунизация детского населения в виде многочисленных поли – и моновалентных вакцин, содержащих более 10 различных инфекций (таких как корь, ветрянка, паротит, краснуха, коклюш, полиомиелит, дифтерия, столбняк, гепатит, туберкулез и др.). Предполагается, как обязательное условие, что вакцины содержат тем или иным способом инактивированного (ослабленного) возбудителя болезни. Однако не вызывает сомнения тот факт, что вакцинирование влияет на жизнестойкость иммунной системы и вызывает, в ряде случаев, обратный желаемому результат – не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот ослабляет его.

В педиатрии известен факт, что в период раннего детства (новорожденности и младенчества) иммунная система ребенка пребывает в стадии формирования, она несовершенна и не всегда готова дать адекватный ответ на предъявляемый ей вызов – в виде вакцинации. Ответ может быть недифференцированным и даже неадекватным. У ребенка просто не вырабатывается достаточного количества антител для защиты от прививамой инфекции, поэтому иммунизация проводится от одной и той же инфекции неоднократно. Например, профилактическая прививка от группы заболеваний – АКДС с периода новорожденности до 1.5 лет проводится трижды.

В иммунологии известен факт, что настоящий иммунный ответ – это процесс, который длится не один день, а 2-3 недели и в ряде случаев дольше и в отдаленном периоде вполне вероятно перестраивает всю иммунную реактивность организма. Возможно именно этой причиной объясняется распространенность в первые годы жизни ребенка такого явления как аллергия, которую можно рассматривать как неадекватный чрезмерный ответ иммунной системы на нейтральный раздражитель, ставшим аллергеном (например, кошачью шерсть, ковровый ворс, материнское молоко и т.п.)

Следует отметить, что дети в пост прививочный период, продолжающийся нередко 2-3 месяца находятся в состоянии повышенной уязвимости к другим референтным расстройствам, не связанным с прививамой болезнью и составляют т.н. группу риска. Например, эти дети более выраженно реагируют на легкие стрессы, индифферентные при других обстоятельствах (краткую разлуку с родителями, даже радостное событие), чаще подвержены простудным заболеваниям. Переход из семьи в детское учреждение в этот период протекает с затяжной дезадаптацией в виде расстройств не только поведения, но и физического состояния ребенка с нарушениями сна, аппетита, вплоть до полного отказа от еды, расстройством навыков опрятности, речи, умений самостоятельно пользоваться ложкой, одеться и т.п.

Казалось бы связь описываемых явлений с массовыми прививками – очевидна. Однако в официальной педиатрии это оспаривается. Именно поэтому,

не исследуются отдаленные осложнения прививок, а учитываются только реакции в первые постпрививочные дни, не изучается иммунный статус ребенка до проведения вакцинации

Как показывает наша психиатрическая практика, рост количества аутизма, этого удручающе тяжелого заболевания детей очевиден. Начало его совпадает с последней поливалентной прививкой в 1.5 года, через месяц спустя или ранее. Болезнь начинается исподволь, а иногда резким обрушением регрессом всей психической деятельности до этого вполне относительно сохранного и практически здорового в психическом отношении ребенка. Он утрачивает прежде имевшиеся навыки речи, опрятности, навыки общения и аутизируется и т д. Попытки лечить его известными в психиатрии методами мало эффективны. По-видимому, мы имеем дело с новой формой эндогенного психического процесса требующего своего серьезного изучения, в котором наблюдаются как симптомы энцефалита (воспаления) структур головного мозга, так и аутоиммунного эндогенного заболевания. Этим, по-видимому, объясняется сочетание в картине болезни, как признаков органической деменции, так и шизофреноподобной симптоматики в форме аутизма.

Вакцинация детей в нашей стране проводилась с 40 годов ХХ века. Однако такого распространения постпрививочных осложнений, особенно аутизма не было. Возможно причиной данного факта является изменение качества вакцин, введение в их состав токсических элементов (солей ртути, свинца. формалина и др.), увеличение числа прививок, сверхранняя иммунизация (даже в первые часы жизни ребенка) и, наконец, снятие ограничений и противопоказаний к проведению вакцинации. Иными словами в данном медицинском, и профилактическом мероприятии исчез или сведен к минимуму индивидуальный подход.

Следует отметить, что особенно уязвимыми в появлении тяжелых последствий проводимой вакцинации являются дети с легкими шизотипальными генетическими стигмами, которые при щадящем режиме воспитания, в том числе и медицинской интервенции, составляют резерв популяции с высоким интеллектом и творческим потенциалом.

по материалам сми

Комментирование закрыто.

  • bismillah 78

  • Аллах

  • Мухаммад

  • Рубрики

  • Даваа

  • Мнение

  • Время намаза

  • Гости

    free counters
  •